Вариант № 10

Централизованное тестирование по истории Беларуси, 2016

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Имена правителей в заданиях с кратким ответом необходимо указывать словами: Пётр Первый или Пётр Великий, но не Пётр 1 или Пётр I.

В заданиях, где нужно установить соответствие между двумя столбцами, ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б1B4Г2.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задание № 351
i

У во­сточ­ных сла­вян в Сред­ние века данью на­зы­ва­лась(-ось):



2
Задание № 352
i

На­се­ле­ние По­лоц­ко­го кня­же­ства до XII в. в ле­то­пи­сях на­зы­ва­лось:



3
Задание № 353
i

В Сред­ние века с по­мо­щью дру­жи­ны свою власть среди на­се­ле­ния укреп­лял(-о)



4
Задание № 354
i

Город, в ко­то­ром в XII в. на­хо­дил­ся па­мят­ник при­клад­но­го ис­кус­ства, пред­став­лен­ный на ил­лю­стра­ции, обо­зна­чен на кар­то­схе­ме циф­рой:



5
Задание № 355
i

Опре­де­ли­те пра­виль­ное утвер­жде­ние:



6
Задание № 356
i

Битва под Виль­ко­ми­ром (1435):



7
Задание № 357
i

Со­зда­ние в XV в. в го­ро­дах ВКЛ ре­мес­лен­ных цехов при­ве­ло к:



8
Задание № 358
i

Ви­лен­ско-Ра­дом­ская уния между ВКЛ и Поль­шей была за­клю­че­на в:



9
Задание № 359
i

Ан­ти­поль­ские на­стро­е­ния шлях­ты ВКЛ после Люб­лин­ской унии про­яви­лись в:



10
Задание № 360
i

Опре­де­ли­те ка­те­го­рию кре­стьян, глав­ной по­вин­но­стью ко­то­рых во вто­рой по­ло­ви­не XVI в. была бар­щи­на:



11
Задание № 361
i

Со­зда­нию уни­ат­ской церк­ви на бе­ло­рус­ских зем­лях в конце XVI в. со­дей­ство­ва­ло(-a):

 

а  — гос­под­ство идей Про­све­ще­ния в об­ще­стве

б  — де­я­тель­ность пра­во­слав­ных братств

в  — раз­ви­тие ре­фор­ма­ци­он­но­го дви­же­ния

г  — под­держ­ка со сто­ро­ны вер­хов­ной вла­сти



12
Задание № 362
i

Одной из при­чин по­ли­ти­че­ско­го кри­зи­са в Речи Поспо­ли­той в XVIII в. была(-о; был):



13
Задание № 363
i

Опре­де­ли­те одну из ха­рак­тер­ных черт раз­ви­тия об­ра­зо­ва­ния на бе­ло­рус­ских зем­лях во вто­рой по­ло­ви­не XVIII в.:



14
Задание № 364
i

Ко­роль Речи Поспо­ли­той с 1697 г. из сак­сон­ской ди­на­стии Вет­ти­нов (см. порт­рет), ко­то­рый стре­мил­ся пре­вра­тить Речь Поспо­ли­тую в на­след­ствен­ное вла­де­ние Сак­со­нии и при под­держ­ке Рос­сии при­дать своей вла­сти не­огра­ни­чен­ный ха­рак­тер,  — это:



15
Задание № 365
i

Вре­мен­ное пра­ви­тель­ство ВКЛ, со­здан­ное по рас­по­ря­же­нию На­по­лео­на, долж­но было:



16
Задание № 366
i

Участ­ни­ки тай­ных об­ществ в пер­вой трети XIX в. вы­сту­па­ли с иде­я­ми:

 

а  — со­зда­ние не­за­ви­си­мо­го бе­ло­рус­ско­го го­су­дар­ства

б  — под­держ­ку са­мо­дер­жа­вия

в  — право наций на са­мо­опре­де­ле­ние

г  — лик­ви­да­цию кре­пост­но­го права



17
Задание № 367
i

Пре­об­ла­да­ние по­ме­щи­чьей про­мыш­лен­но­сти над ку­пе­че­ско-ме­щан­ской в пер­вой по­ло­ви­не XIX в. на тер­ри­то­рии Бе­ла­ру­си было обу­слов­ле­но:



18
Задание № 368
i

Со­глас­но усло­ви­ям кре­стьян­ской ре­фор­мы 1861 г. кре­стья­не по­лу­чи­ли:



19
Задание № 369
i

Для кре­стьян­ско­го дви­же­ния во вто­рой по­ло­ви­не XIX в. была(-о) ха­рак­тер­на(-о):



20
Задание № 370
i

Во время про­ве­де­ния сто­лы­пин­ской ре­фор­мы часть ма­ло­зе­мель­ных кре­стьян бе­ло­рус­ских гу­бер­ний пе­ре­се­ля­лась в (на):



21
Задание № 371
i

Ито­гом ре­во­лю­ции 1905—1907 гг. в Рос­сий­ской им­пе­рии яви­лась(-ось):



22
Задание № 372
i

Ука­жи­те фа­ми­лию ху­дож­ни­ка пер­вой по­ло­ви­ны XIX в., уро­жен­ца Бе­ла­ру­си, яр­ко­го Пред­ста­ви­те­ля ро­ман­тиз­ма в жи­во­пи­си, ав­то­ра пред­став­лен­ной на ил­лю­стра­ции кар­ти­ны:



23
Задание № 373
i

I Все­бе­ло­рус­ский съезд (1917) при­нял ре­ше­ние о:



24
Задание № 374
i

Поль­ская ин­тер­вен­ция в 1919—1920 гг. на тер­ри­то­рии Бе­ла­ру­си за­вер­ши­лась:



25
Задание № 375
i

Ито­гом про­ве­де­ния ин­ду­стри­а­ли­за­ции в Бе­ла­ру­си во вто­рой по­ло­ви­не 1920-х  — 1930-е гг. явил­ся(-ось):



26
Задание № 376
i

Опре­де­ли­те одну из ха­рак­тер­ных черт об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ской жизни БССР в 1930-е гг.:



27
Задание № 377
i

Опре­де­ли­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий:

 

А  — под­пи­са­ние Риж­ско­го мир­но­го до­го­во­ра

Б  — об­ра­зо­ва­ние Ли­тов­ско-Бе­ло­рус­ской

В  — на­ча­ло про­ве­де­ния пер­вой пя­ти­лет­ки в СССР

Г  — об­ра­зо­ва­ние Ин­сти­ту­та бе­ло­рус­ской куль­ту­ры



28
Задание № 378
i

Из­вест­ный уче­ный, один из ор­га­ни­за­то­ров Ин­бел­куль­та В. Пи­че­та внес боль­шой вклад в раз­ви­тие:



29
Задание № 379
i

На седь­мой день Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны (28 июня 1941 г.) был за­хва­чен город:



30
Задание № 380
i

Об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ская жизнь БССР в 1945—1953 гг. ха­рак­те­ри­зо­ва­лась:



31
Задание № 381
i

Город, где раз­ме­ще­но пред­при­я­тие, на ко­то­ром в 1947 г. на­чал­ся вы­пуск гру­зо­вых ав­то­мо­би­лей-са­мо­сва­лов, обо­зна­чен на кар­то­схе­ме циф­рой:



32
Задание № 382
i

Опре­де­ли­те пра­виль­ное утвер­жде­ние:



33
Задание № 383
i

Опре­де­ли­те из­ме­не­ние в об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ской жизни БССР во вто­рой по­ло­ви­не 1980-х  — на­ча­ле 1990-х гг., вы­зван­ное про­ве­де­ни­ем по­ли­ти­ки пе­ре­строй­ки:



34
Задание № 384
i

Про­до­воль­ствен­ная про­грам­ма СССР была раз­ра­бо­та­на и при­ня­та в:



35
Задание № 385
i

Опре­де­ли­те со­бы­тие, ко­то­рое про­изо­шло по­след­ним из пе­ре­чис­лен­ных:



36
Задание № 386
i

Одним из при­о­ри­те­тов со­вре­мен­но­го эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь яв­ля­ет­ся:



37
Задание № 387
i

Одним из прин­ци­пов внеш­ней по­ли­ти­ки Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь яв­ля­ет­ся:



38
Задание № 388
i

По ре­ше­нию ЮНЕ­СКО в Спи­сок ми­ро­во­го куль­тур­но­го на­сле­дия вне­сен(-о):



39
Задание № 389
i

Опре­де­ли­те на­зва­ния двух го­ро­дов, пер­вое ле­то­пис­ное упо­ми­на­ние о ко­то­рых от­но­сит­ся к X в.

 

1)  Изя­с­лавль (За­славль)

2)  Бе­ре­стье (Брест)

3)  Туров

4)  Мсти­славль

5)  Менск (Минск)

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер: 25.


Ответ:

40
Задание № 390
i

Опре­де­ли­те три ха­рак­тер­ные черты раз­ви­тия бе­ло­рус­ской куль­ту­ры во вто­рой по­ло­ви­не XIV—XV в.

 

1)  Про­ник­но­ве­ние на бе­ло­рус­ские земли за­пад­но­ев­ро­пей­ских ху­до­же­ствен­ных сти­лей

2)  про­дол­же­ние тра­ди­ции ле­то­пи­са­ния

3)  рас­про­стра­не­ние в куль­ту­ре стиля клас­си­цизм

4)  выход об­ще­ствен­ной мысли и об­ра­зо­ва­ния из-под вли­я­ния церк­ви

5)  ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние ико­но­пи­си

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер: 124.


Ответ:

41
Задание № 391
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

ДО­КУ­МЕНТ

А)  акт Кей­дан­ской унии 1655 г.

Б)  при­ви­лей ве­ли­ко­го князя Ка­зи­ми­ра 1447 г. толь­ко уро­жен­цам Кня­же­ства

В)  акт Крев­ской унии 1385 г.

Г)  при­ви­лей ве­ли­ко­го князя Си­гиз­мун­да II Ав­гу­ста 1563 г.

ОС­НОВ­НЫЕ ПО­ЛО­ЖЕ­НИЯ

1)  пе­ре­да­ча го­су­дар­ствен­ных долж­но­стей и зе­мель толь­ко уро­жен­цам Княже

2)  предо­став­ле­ние ВКЛ ав­то­но­мии под кон­тро­лем Шве­ции

3)  урав­ни­ва­ние в пра­вах фе­о­да­лов всех хри­сти­ан­ских кон­фес­сий

4)  при­со­еди­не­ние ли­тов­ских, бе­ло­рус­ских и части укра­ин­ских зе­мель к Ко­ро­не Поль­ской

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер А1Б4В3Г2.


Ответ:

42
Задание № 392
i

За­пи­ши­те на­зва­ние формы го­су­дар­ствен­но­го устрой­ства, при ко­то­рой тер­ри­то­ри­аль­ные еди­ни­цы, вхо­дя­щие в со­став го­су­дар­ства, об­ла­да­ют опре­де­лен­ной юри­ди­че­ской и по­ли­ти­че­ской са­мо­сто­я­тель­но­стью.


Ответ:

43
Задание № 393
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

СО­БЫ­ТИЕ

А)  Се­вер­ная война между Се­вер­ным со­ю­зом и Шве­ци­ей

Б)  Смо­лен­ская война

В)  Се­вер­ная война между Речью Поспо­ли­той и Шве­ци­ей

Г)  Ли­вон­ская война

ГОДЫ

1)  1558—1583 гг.

2)  1632—1634 гг.

3)  1655—1660 гг.

4)  1700—1721 гг.

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер А2Б4В1Г3.


Ответ:

44
Задание № 394
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

А)  язы­ко­вед, эт­но­граф, автор «Сло­ва­ря бе­ло­рус­ско­го на­ре­чия», со­дер­жа­ще­го более 30 тыс. слов

Б)  про­фес­сор Ви­лен­ско­го уни­вер­си­те­та, от­стра­нен­ный от ра­бо­ты за под­держ­ку тай­ных сту­ден­че­ских об­ществ, ру­ко­во­ди­тель де­мо­кра­ти­че­ско­го те­че­ния в вос­ста­нии 1830—1831 гг.

В)  ис­сле­до­ва­тель бе­ло­рус­ской ис­то­рии, уст­но­го на­род­но­го твор­че­ства, языка, автор очер­ков «Пу­те­ше­ствие по По­ле­сью и бе­ло­рус­ско­му краю»

ФА­МИ­ЛИЯ

1)   И. Но­со­вич

2)  П. Шпи­лев­ский

3)  И. Ле­ле­вель

4)  В. Сы­ро­ком­ля

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут не ис­поль­зо­вать­ся. На­при­мер А2Б4В1.


Ответ:

45
Задание № 395
i

Горы-Го­рец­кий зем­ле­дель­че­ский ин­сти­тут был об­ра­зо­ван в ... году.


Ответ:

46
Задание № 396
i

При­ну­ди­тель­ное от­чуж­де­ние иму­ще­ства в соб­ствен­ность или во вре­мен­ное поль­зо­ва­ние го­су­дар­ства; при­ну­ди­тель­ные по­бо­ры, взи­ма­е­мые с на­се­ле­ния ок­ку­па­ци­он­ны­ми вла­стя­ми,  — это ... .


Ответ:

47
Задание № 397
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны.

 

А)  За­вер­ше­ние Бе­ло­рус­ской на­сту­па­тель­ной опе­ра­ции

Б)  на­ча­ло тре­тье­го этапа «рель­со­вой войны»

В)  ка­ра­тель­ная опе­ра­ция гит­ле­ров­цев про­тив жи­те­лей де­рев­ни Ха­тынь

Г)  пер­вое ис­поль­зо­ва­ние ре­ак­тив­ных уста­но­вок («катюш»)

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв. На­при­мер АБГВ.


Ответ:

48
Задание № 398
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

ОПРЕ­ДЕ­ЛЕ­НИЕ

А)  про­цесс по­сте­пен­но­го усо­вер­шен­ство­ва­ния об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний в ходе ста­нов­ле­ния ин­ду­стри­аль­но­го об­ще­ства

Б)  часть об­ще­ствен­но­го про­дук­та, ко­то­рая оста­ет­ся после вы­че­та рас­хо­дов, за­тра­чен­ных на его про­из­вод­ство, весь объем «чи­стой» про­дук­ции стра­ны

В)  рас­клад де­неж­ных до­хо­дов и рас­хо­дов стра­ны

Г)  вло­же­ние ка­пи­та­лов в от­рас­ли эко­но­ми­ки или пред­при­я­тия с целью по­лу­че­ния при­бы­ли

ПО­НЯ­ТИЕ, ТЕР­МИН

1)  мо­дер­ни­за­ция

2)  на­ци­о­наль­ный доход

3)  ин­ве­сти­ции

4)  го­су­дар­ствен­ный бюд­жет

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А4Б1В2Г3.


Ответ:

49
Задание № 399
i

Про­чи­тай­те вы­держ­ку из де­кре­та «О за­ме­не про­до­воль­ствен­ной и сы­рье­вой раз­верст­ки на­ту­раль­ным на­ло­гом» (21 мартa 1921 г.).

 

«1. Для за­бес­пяч­эн­ня правільна­га і спа­кой­на­га вяд­зен­ня гас­па­даркі на ас­но­ве больш сва­бод­на­га рас­па­ра­дж­эн­ня зем­ля­ро­ба пра­дук­тамі сваёй працы і сваімі гас­па­дар­чымі срод­камі, для ўма­ца­ван­ня ся­лян­скай гас­па­даркі і пад­няц­ця яе пра­дук­цый­на­сці... развёрстка як сро­дак дзяр­жаўных на­рых­то­вак хар­ча­ван­ня, сыравіны і фу­ра­жу за­мя­ня­ец­ца На­ту­раль­ным па­дат­кам...

3.  Па­д­а­так бяр­эц­ца ў вы­гляд­зе пра­ц­энт­на­га ці до­ле­ва­га адлічэння ад вы­раб­ле­ных у гас­па­дар­цы пра­дук­таў, зы­ход­зячы з уліку ўра­джаю, коль­касці едакоў у гас­па­дар­цы і наяўнасці жывёлы ў ёй...

5.  Усе за­па­сы хар­ча­ван­ня, сыравіны і фу­ра­жу, якія за­ста­юц­ца ў зем­ля­ро­баў пасля вы­ка­нан­ня імі па­дат­ку, зна­ход­зяц­ца ў поўным іх рас­па­ра­дж­энні і мо­гу­ць быць вы­ка­ры­ста­ны імі для па­ляп­ш­эн­ня асабістага спа­жы­ван­ня і для аб­ме­ну на пра­дук­ты фаб­рыч­на-за­вод­скай і са­ма­туж­най пра­мыс­ло­васці і сель­ска­га­спа­дар­чай вы­твор­часці».

 

Ис­поль­зуя до­ку­мент, опре­де­ли­те два пра­виль­ных утвер­жде­ния.

 

1)  В со­от­вет­ствии с де­кре­том с целью обес­пе­че­ния по­треб­но­стей армии и го­род­ских ра­бо­чих вво­ди­лась прод­раз­верст­ка

2)  при­ня­тие до­ку­мен­та со­дей­ство­ва­ло пе­ре­хо­ду БССР к новой эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ке

3)  де­крет был при­нят с целью ско­рей­ше­го вос­ста­нов­ле­ния сель­ско­го хо­зяй­ства и по­вы­ше­ния его про­из­во­ди­тель­но­сти

4)  в ре­зуль­та­те при­ня­тия до­ку­мен­та вво­дил­ся еди­ный де­неж­ный налог, раз­мер ко­то­ро­го был оди­на­ко­вым для всех кре­стьян

5)  из­лиш­ки про­дук­тов, остав­ши­е­ся после вы­пла­ты на­ло­гов, под­ле­жа­ли обя­за­тель­ной про­да­же го­су­дар­ству по твер­дым ценам

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер: 24.


Ответ:

50
Задание № 400
i

Опре­де­ли­те три ха­рак­тер­ные черты об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ской жизни Бе­ла­ру­си во вто­рой по­ло­ви­не 1990-х гг.  — на­ча­ле XXI в.

 

1)  от­сут­ствие не­го­су­дар­ствен­ных средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции

2)  от­сут­ствие меж­кон­фес­си­о­наль­ных кон­флик­тов

3)  ре­ше­ние важ­ней­ших во­про­сов с по­мо­щью ре­фе­рен­ду­мов

4)  со­хра­не­ние ядер­но­го ору­жия как сред­ства обес­пе­че­ния на­ци­о­наль­ной без­опас­но­сти

5)  про­ве­де­ние Все­бе­ло­рус­ских на­род­ных со­бра­ний как вне­пар­ла­мент­ской формы на­род­но­го са­мо­управ­ле­ния

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер: 124.


Ответ:
Завершить работу, свериться с ответами, увидеть решения.